Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Включить версию для слабовидящих

 

Утвержден

Решением Камышинской районной  Думы

от 15.11.2005г. № 3/51

 (с изм. от 28.02.07г. № 21/180, от 26.12.07г.№ 31/251,

от 26.03.2008г. № 34/271,

от 21.12.2009г.   № 5/26)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1.1. Камышинская районная Дума (далее - Дума) в соответствии с  Конституцией Российской Федерации и Уставом Камышинского муниципального района является постоянно действующим  выборным представительным и законодательным органом власти Камышинского муниципального района, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени законодательные акты по предметам ведения Камышинского муниципального района.

2. Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного Уставом Камышинского муниципального района числа депутатов Думы (далее - установленное число депутатов Думы).

Статья 2

1. Деятельность Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

2.  Деятельность Думы  и ее органов определяется  Конституцией  Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Волгоградской области, Уставом Камышинского муниципального района,  настоящим Регламентом и иными нормативными правовыми актами, принятыми Думой.

Статья 3

  1. Регламент Думы - правила, устанавливающие порядок организации деятельности Думы, ее постоянных временных комиссий и не затрагивающие прав других субъектов правоотношений.
  2. Регламент Думы обязателен для исполнения   депутатами Думы, ее органами, а также лицами, принимающими участие в работе Думы.

Раздел 1. СТРУКТУРА ДУМЫ

Глава I. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДУМЫ. ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ДУМЫ

Статья 4

  1. Председатель Думы избирается на заседании Думы из числа депутатов Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней.
  2. Кандидатуры  для избрания на должность председателя Думы  предлагаются депутатами либо  путем самовыдвижения.
  3. Депутат, выдвинутый для избрания на должность председателя Думы, имеет право заявить о самоотводе.

Заявление депутата о самоотводе принимается без обсуждения и голосования.

4. По всем кандидатурам, выдвинутым для избрания на должность председателя Думы, кроме заявивших о самоотводе, проводится  обсуждение. В ходе обсуждения кандидаты вправе выступить с программой предстоящей деятельности, а также отвечают на вопросы депутатов Думы.

Выдвижение и обсуждение кандидатур прекращается по решению депутатов Думы.

  1. После обсуждения кандидатур, выдвинутых для избрания на должность председателя Думы, фамилии всех кандидатов, кроме заявивших о самоотводе, вносятся в бюллетень для голосования.
  2. Кандидат считается  избранным  на должность председателя Думы, если  в результате голосования он получил 2/ 3 голосов от установленного числа депутатов Думы.
  3. В случае если на должность председателя Думы выдвинуты один или два кандидата и ни один из них не набрал необходимого для избрания числа голосов, проводятся повторные выборы, начиная с выдвижения кандидатов на должность председателя Думы. При  этом допускается выдвижение кандидатов, которые выдвигались ранее.
  1. В случае если на должность председателя Думы выдвинуто несколько кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим  наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Думы может голосовать только за одного кандидата.
  2. Избранным на должность председателя Думы по итогам второго тура считается тот кандидат, который набрал 2/ 3 голосов от установленного числа депутатов Думы.
  3. Если во втором туре голосования председатель не избран, то процедура выборов повторяется, начиная с выдвижения кандидатов на должность председателя Думы. При этом допускается выдвижение кандидатов, которые выдвигались ранее:
  4. По результатам голосования принимается Решение об избрании (неизбрании) председателя Думы.

Статья 5

1.Председатель Думы:

является распорядителем денежных средств и имущества Думы в соответствии с законными полномочиями Думы как юридического лица;

созывает заседания Думы, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня;

осуществляет руководство подготовкой заседаний Думы и вопросов, вносимых на рассмотрение Думы;

ведает внутренним трудовым распорядком в соответствии с настоящим Регламентом;

подписывает  постановления Думы, протоколы заседаний и другие документы Думы, по вопросам своей компетенции издает распоряжения;

оказывает содействие депутатам Думы в осуществлении ими своих полномочий, а также их работе в Думе, ее органах и избирательных округах, организует обеспечение их необходимой информацией;

дает поручения постоянным и временным комиссиям, депутатам Думы по контролю за исполнением законодательства Российской Федерации и Камышинского района;

принимает меры по обеспечению гласности, в том числе по своевременному, полному и достоверному освещению работы Думы и ее органов в средствах массовой информации, и учету общественного мнения в работе Думы;

организует в Думе прием граждан с обращениями, заявлениями, жалобами и их своевременное рассмотрение и разрешение;

рассматривает в соответствии с законодательством вопросы досрочного прекращения полномочий депутатов Думы, выносит эти вопросы на заседание Думы;

ежегодно отчитывается перед Думой;

председательствует и ведает порядком на заседаниях Думы;

является  распорядителем кредитов по расходам, предусмотренных в районном бюджете на подготовку и проведение заседаний Думы, на работу органов и депутатов Думы;

вносит на рассмотрение Думы по рекомендации комиссии по депутатской этике предложения о мере воздействия на депутата Думы, допустившего нарушение Правил депутатской этики, решения по которым оформляются протокольно;

решает иные вопросы, которые могут быть ему поручены Думой или возложены на него законодательством.

2.Председатель Думы распоряжается  бюджетными средствами, предусмотренными на содержание Думы, только в рамках утвержденной Думой сметы. Смета расходов на содержание Думы составляется на год с поквартальной разбивкой. Корректировка сметы допускается в соответствии с бюджетным  законодательством.

3.Дума вправе отменить распоряжение, поручение председателя Думы, принятые с нарушением законодательства или с превышением установленной ему компетенции.

Статья 6

  1. Дума избирает заместителя председателя из числа депутатов.
  2. Председатель Думы, депутаты вправе предлагать кандидатуры для избрания на должность заместителя председателя Думы.

Депутат Думы  вправе предложить свою кандидатуру для  избрания  на должность заместителя председателя Думы.

3.При отсутствии самоотвода кандидатура выносится на голосование.

  1. Решение об избрании заместителя председателя Думы принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.
  2. По результатам избрания заместителя председателя Думы принимается Решение.

6. В случае отсутствия председателя Думы или невозможности выполнения им своих обязанностей его полномочия осуществляет заместитель, либо по поручению председателя  Думы, либо  по решению Думы. В случае длительной невозможности председателя Думы выполнять свои обязанности (более двух месяцев, за исключением отпуска) решение об исполнении обязанностей заместителем оформляется Решением Думы.

Статья 7

1. Вопрос об освобождении от должности председателя (заместителя председателя) Думы рассматривается на заседании Думы при поступлении личного заявления председателя (заместителя председателя) Думы пли по предложению группы депутатов численностью не менее одной второй oт установленного числа депутатов Думы.

Вопрос об освобождении от должности заместителя председателя Думы рассматривается также и по предложению председателя Думы.

2. Вопрос об освобождении от должности председателя (заместителя председателя) Думы включается в повестку (проект повестки) дня заседания Думы без голосования и обсуждения, в случае непринятия Думой отставки председатель (заместитель председателя) Думы вправе сложить свои полномочия по истечении двух недель после подачи заявления

3. При рассмотрении вопроса об освобождении от должности председателя Думы функции председательствующего на заседании Думы до принятия решения по данному вопросу исполняет председатель комиссии по депутатской этике или по решению Думы другой депутат Думы.

4. Вопрос об освобождении от должности председателя (заместителя  председателя) Думы рассматривается в его присутствии либо в его отсутствие без уважительной причины. При этом председатель (заместитель председателя) Думы вправе выступить с отчетом о своей деятельности. Голосование по вопросу об освобождении от должности председателя (заместителя председателя) Думы является тайным, за  исключением  случая  добровольного сложения  полномочий. Добровольное сложение председателем (заместителем председателя) Думы  своих полномочий удовлетворяется на основании его письменного заявления открытым голосованием простым большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.

5. Решение об освобождении от должности председателя Думы принимается 2/3 голосов от установленного числа депутатов Думы.

Решение об освобождении от должности заместителя председателя Думы принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.

  1. Решение об освобождении от должности председателя (заместителя председателя) Думы оформляется Решением Думы.

Глава II. ПОСТОЯННЫЕ КОМИССИИ ДУМЫ

Статья 8

  1. Дума из числа депутатов образует постоянные комиссии, действующие коллегиальные органы Думы для осуществления законотворческой деятельности, для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящиеся к ведению Думы, содействию исполнению законодательства Российской Федерации, законодательства Волгоградской области и иных нормативных правовых актов.
  2. Состав каждой постоянной комиссии Думы определяется на основании личных заявлений депутатов Думы и утверждается Думой. В состав постоянной комиссии Думы должно входить не менее пяти депутатов.
  3. Председатель постоянной комиссии Думы избирается из его состава большинством голосов от числа членов комиссии Думы. Решение об избрании председателя постоянной комиссии Думы утверждается Думой большинством голосов от числа избранных депутатов Думы по представлении комиссии оформляется постановлением Думы.

Статья 9

Основными задачами постоянных комиссий Думы являются:

разработка и предварительное рассмотрение перспектив решений Камышинского района;

предварительное рассмотрение и подготовка вопросов, относящихся к ведению Думы;

осуществление контрольных функций в пределах своей компетенции и по поручению Думы;

представление на заседание Думы докладов, содокладов, обзоров, аналитических и иных материалов;

организация по поручению Думы депутатских расследовании;

проведение публичных (депутатских) слушаний по вопросам, отнесенным к его ведению и представляющим общественный интерес;

сбор и анализ информации по проблемам, относящимся к ведению постоянной комиссии Думы.

Статья 10

1. Председатель постоянной комиссии Думы: созывает и ведет заседание постоянной комиссии; определяет предварительную  повестку дня заседания  постоянной комиссии; вносит предложения по плану работы постоянной комиссии;

организует подготовку необходимых документов и материалов к заседанию постоянной комиссии; приглашает для участия в заседании постоянной комиссии представителей государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории Камышинского района;

организует работу членов постоянной комиссии, дает им поручения, обязательные для исполнения, оказывает содействие в осуществлении ими своих полномочий;

направляет членам  постоянной комиссии материалы  и документы, связанные с деятельностью комиссии сорганизует работу по исполнению принятых постоянной комиссии рекомендаций, информирует членов комиссии о ходе этой работы;

иные полномочия по организации работы постоянной комиссии.

Статья 11

1. Основной формой работы постоянной комиссии Думы является заседание. Заседание постоянной комиссии созывается председателем постоянной комиссии Думы согласно плану работы постоянной комиссии, а также по мере необходимости для решения текущих вопросов, но не реже одного раза в два месяца, а  перед заседанием Думы - не позднее, чем за два дня до ее заседания.

2. В проект повестки дня заседания постоянной комиссии Думы включаются вопросы, определенные планом работы  постоянной комиссии, постановлениями Думы, поручениями председателя Думы, заместителя председателя Думы, а также вопросы, предложенные членами постоянной комиссий.

3. Заседание постоянной комиссии Думы ведется открыто. Постоянной комиссии вправе принять решение о проведении закрытого, а равно выездного или проводимого в иной форме заседания. На открытом заседании постоянной комиссии имеют право присутствовать представители средств массовой информации, а также представители заинтересованных органов и лиц.

  1. Заседание постоянной комиссии Думы правомочно, если на нем присутствуют не менее половины членов постоянной комиссии.
  2. Па заседании постоянной комиссии Думы ведется протокол, в котором указываются фамилии, имена, отчества и должности присутствующих, перечень обсуждаемых вопросов, фиксируются мнения участников заседания и результаты голосования. Протокол подписывается председатель постоянной комиссии.

Статья 12

1. Депутаты, входящие в состав постоянной комиссии Думы, обязаны участвовать в его работе.

Глава III. ВРЕМЕННЫЕ ДЕПУТАТСКИЕ КОМИССИИ.

Статья 13

1. Дума вправе создавать из числа депутатов временные комиссии, деятельность которых ограничивается: определенным периодом, на который создается временная комиссия: определенной задачей, для решения которой создается временная комиссия;

Предложения о необходимости формирования временной комиссии Думы могут вносить субъекты права законодательной инициативы.

Дума в целях осуществления контроля вправе создавать специальные временные комиссии, которые могут быть образованы по предложению группы депутатов численностью не менее чем одной трети от установленного числа депутатов Думы.                                      

2. Образование временной комиссии оформляется постановлением Думы, в котором указываются:

наименование временной комиссии;

количественный и персональный состав членов временной комиссии;

председатель временной комиссии;

задача, для решения которой она создается.

3.  По результатам своей работы временная комиссия представляет Думе доклад по существу вопроса, в связи с которым она была создана. Члены временной комиссии, имеющие особое мнение, вправе огласить его на заседании Думы.

  1. Временная комиссия Думы прекращает свою деятельность:

по истечении периода, на который она была создана;

в случае решения задачи, для достижения которой она создавалась;

в иных случаях по решению Думы.

Глава IV. ДЕПУТАТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАМЫШИНСКОЙ РАЙОННОЙ ДУМЫ

Статья 14

1. Депутатскими объединениями Думы являются фракции и депутатские группы, которые обладают равными правами, определенными настоящим Регламентом.

Фракция и депутатская группа могут быть образованы на срок полномочий Думы одного созыва (постоянная депутатская группа или фракция). Численность депутатской группы не может быть менее трёх человек.

2. Фракция в Думе - зарегистрированное в Думе объединение депутатов районной Думы, образованное на основе политических партий, избирательного объединения, прошедших на выборах в Камышинскую районную Думу.

Депутатская группа - зарегистрированное объединение депутатов районной Думы, образованное по территориальному, профессиональному или иному принципу.

3. Создание депутатских фракций, групп оформляется протоколом соответствующего объединения депутатов. В протоколе указываются: задачи объединения, его численность, наименование, фамилии депутатов, уполномоченных представлять интересы фракции, группы. К протоколу прилагается список депутатов, входящих во фракцию или группу, с личной подписью каждого.

4. Депутатское объединение считается созданным (правомочным) со дня внесения соответствующей записи в реестр депутатских объединений в районной Думе.

Председатель районной Думы информирует депутатов Думы о регистрации депутатского объединения на очередном, после регистрации, заседании районной Думы.

Статья 15

1. Регистрация депутатского объединения осуществляется путем внесения в реестр депутатских объединений сведений об образовании депутатского объединения, его наименовании, составе и руководителе.

Реестр депутатских объединений в районной Думе ведется на бумажных и электронных носителях.

2. Регистрация фракции в районной Думе осуществляется на основании представленных фракцией следующих документов:

- выписки из протокола собрания депутатов районной Думы об образовании фракции и ее наименовании;

- заявления на имя председателя районной Думы о регистрации фракции с указанием ее состава и тех депутатов, которым поручено представлять фракцию, скрепляемого личной подписью каждого депутата, входящего в состав фракции.

3. Регистрация депутатской группы в районной Думе осуществляется на основании представленных депутатской группой следующих документов:

- выписки из протокола собрания депутатов районной Думы об образовании депутатской группы и ее наименовании;

- заявления на имя председателя районной Думы о регистрации депутатской группы с указанием ее состава и тех депутатов, которым поручено представлять депутатскую группу, скрепляемого личной подписью каждого депутата, входящего в состав депутатской группы.

4. Регистрация депутатского объединения, изменений в его составе, а также регистрация прекращения деятельности депутатского объединения производится в течение пяти дней со дня подачи документов для регистрации в соответствии с настоящей статьей.

Статья 16

1. Депутат районной Думы может входить в состав одной фракции и не более чем одной депутатской группы.

2. Депутат районной Думы входит в состав депутатского объединения по его письменному заявлению на основании решения большинства от числа членов депутатского объединения. Заявление подается на имя руководителя депутатского объединения.

3. Решение депутатского объединения о принятии депутата в состав депутатского объединения направляется председателю районной Думы для внесения изменения в реестр депутатских объединений.

4. Депутат районной Думы считается членом депутатского объединения со дня внесения соответствующей записи в реестр депутатских объединений.

5. Депутат районной Думы вправе выйти из состава депутатского объединения. Заявление о выходе из депутатского объединения подается на имя руководителя депутатского объединения, который направляет его председателю районной Думы для внесения изменения в реестр депутатских объединений.

6. Депутат районной Думы считается выведенным из состава депутатского объединения со дня внесения соответствующей записи в реестр депутатских объединений.

Статья 17

1.Депутатские фракции и группы вправе:

- готовить проекты решений районной Думы, в том числе альтернативные, а также материалы по любому вопросу, вносимому на заседание Думы и ее органов, распространять их среди депутатов, заинтересованных органов и должностных лиц;

- обращаться с вопросами к председателю районной Думы, главе администрации Камышинского муниципального района, руководителям других государственных органов и органов местного самоуправления, расположенных на территории Камышинского муниципального района.

Статья 18

1. Деятельность депутатского объединения прекращается по следующим основаниям:

- прекращение полномочий районной Думы;

- истечение срока, на который депутатское объединение было образовано;

- принятие депутатским объединением решения о прекращении своей деятельности;

- численность депутатской группы стала менее трёх человек.

2.Председатель районной Думы информирует депутатов о прекращении деятельности депутатского объединения на очередном заседании.

Раздел 2. ОБЩИЙ ПОРЯДОК РАБОТЫ ДУМЫ

Глава V. ПОРЯДОК СОЗЫВА И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ ДУМЫ

Статья 19

  1. Заседание - основная форма работы Думы. На заседании рассматриваются и решаются вопросы, отнесенные к ведению Думы.
  2. Заседания Думы могут носить организационный, очередной, внеочередной и чрезвычайный характеры.
  3. Заседание Думы правомочно, если на нем присутствует не менее 50% от установленного числа депутатов.

Статья 20

  1. Организационное заседание Думы созывается не позднее 30 дней со дня избрания Камышинской районной Думы.
  2. Организационное заседание созывается  в том случае,  если  по итогам выборов избранное число депутатов Думы составляет не менее двух третей от установленного числа депутатов.
  3. На первом заседании Думы до избрания председателя Думы  или его заместителя председательствует старейший по возрасту депутат Думы.
  4. Организационное заседание Думы считается завершенным после избрания председателя Думы, его заместителя, утверждения структуры Думы.

Статья 21

1. Очередное заседание Камышинской районной Думы созывается председателем Камышинской районной Думы (в его отсутствие – заместителем, исполняющим обязанности председателя), не реже одного раза в три месяца.

Предварительные предложения вместе с проектами решений вносятся в повестку дня заседания Камышинской районной Думы в письменном виде председателем Камышинской районной Думы, главой Камышинского  муниципального района, постоянными комиссиями, депутатскими объединениями, депутатами Камышинской районной Думы, органами местного самоуправления и общественными объединениями, группами граждан по процедуре народной правотворческой инициативы, в срок не позднее семи рабочих дней до начала заседания Камышинской районной Думы.

Председатель Камышинской районной Думы не позднее пяти рабочих дней до начала заседания Камышинской районной Думы на совещании с председателями постоянных комиссий определяет сроки внесения поступающих предложений на  заседание Камышинской районной Думы, перечень, порядок и  срок предоставления инициаторами проектов решений и других материалов по соответствующим вопросам либо дает задание на разработку таких проектов.

Проект должен быть подписан главой Камышинского муниципального района, исполнителем, юристом и иметь рассылку (кому  и в каком количестве).

Материалы без подписи (анонимные)  на  рассмотрение Камышинской районной Думы не вносятся и не рассматриваются.

Принятые проекты решений и другие материалы до рассмотрения на заседании Камышинской районной Думы рассматриваются соответствующими постоянными комиссиями не позднее, чем за два рабочих дня до заседания Камышинской районной Думы.

2. Предоставленные проекты решений Камышинской районной Думы должны содержать следующие приложения:

а) пояснительную записку – обоснование необходимости его принятия, социально-экономические прогнозы иные последствия его принятия, сведения о законах Российской Федерации и Волгоградской области, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих предлагаемый проект;

б) Перечень правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятие которых потребует принятие данного проекта.

в) Письменное заключение профильного, а также других задействованных структурных подразделений администрации Камышинского муниципального района.

По вопросам дополнительного финансирования в письменном виде предоставляется финансово-экономическое обоснование и заключение территориального финансового управления.

г) Письменное заключение юридической службы администрации Камышинского муниципального района о соответствии предоставленных документов действующему законодательству и порядку предоставления документов на рассмотрение Камышинской районной Думы.

д) Список приглашенных.

Имеющиеся у должностного  лица возражения по проекту решения излагаются отдельной справкой, которая прилагается  к проекту решения.

При отсутствии вышеперечисленных документов проекты решений Камышинской районной Думой не рассматриваются.

Статья 22

1. Внеочередное заседание Думы созывается:

по письменному предложению не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы с перечнем предлагаемых для обсуждения вопросов. В предложении, скрепленном личными подписями депутатов, указываются их фамилии и инициалы;

но письменному предложению главы администрации Камышпнского района, в котором указываются предлагаемые для обсуждения вопросы;

по инициативе председателя Думы.

2. Внеочередное заседание Думы созывается не позднее пяти дней с момента регистрации и проводится, если на нем присутствует более половины от установленного числа депутатов Думы.

Статья 23

1. Чрезвычайное заседание Думы созывается председателем Думы незамедлительно при:

введении на территории Российской Федерации. Волгоградской области или ее части режима чрезвычайного положения в соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении";

введении на территории Российской  Федерации, Волгоградской области  или  ее части режима военного положения в соответствии с Федеральным конституционным законом "О военном положении";

обращении Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации к народу, органам государственной власти и управления ввиду угрозы конституционному строю государства, внешнего военного нападения, возникновения межнациональных пли иных конфликтов;

массовых нарушениях общественного порядка на территории Волгоградской области; возникновении эпидемий, эпизоотии и стихийных бедствий, требующих принятия экстренных решений.

  1. При поступлении депутату Думы сообщения о созыве чрезвычайного заседания Думы он обязан безотлагательно прибыть на него.
  2. Порядок работы чрезвычайного заседания Думы устанавливается на заседании Думы.

Статья 24

  1. Депутаты своевременно извещаются о вопросах, вносимых на заседание Думы.
  2. Проекты документов и другие необходимые материалы предоставляются депутатам не позднее, чем за три дня до их рассмотрения на заседании Думы, за исключением случая созыва чрезвычайного заседания Думы.

Статья 25

1. Заседания Думы проводятся гласно и открыто.

2. Глава администрации Камышинского района, прокурор Камышинского района, председатель Камышинского районного суда, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обладают правом присутствовать на любом заседании Думы.

3. Аккредитованные представители средств массовой информации имеют право присутствовать на открытом заседании Думы по служебному удостоверению личности. Они могут производить фото-, кино- телесъемку, записывать ход заседания на диктофон, пользоваться другими техническими средствами, не создавая при этом помех в работе Думы.

4. Председатель Думы определяет в зале заседаний специальные места для представителей средств массовой информации.

5. Представители организаций, учреждений, граждане могут присутствовать на заседании районной Думы с  разрешения председательствующего по вопросу, затрагивающему интересы данной организации, учреждения или гражданина и включенному в повестку дня.

6. Для лиц, приглашенных на заседания районной Думы, отводятся отдельные места в зале заседания.

7. Приглашенные на заседания Думы лица не имеют права вмешиваться в работу районной Думы в том числе: выступать, делать заявления, выражать одобрение или недовольство, либо иным образом демонстрировать свое отношение к вопросам, обсуждаемым на заседании.

8. Лицо, не являющееся депутатом районной Думы, в случае нарушения им порядка  проведения заседания Думы может быть удалено из  зала заседания по решению депутатов  после однократного предупреждения.

9.Дума может принять решение о проведении закрытого заседания.

Глава VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТОВ НА ЗАСЕДАНИИ ДУМЫ

Статья 26

1.Депутат на заседании Думы вправе:

вносить предложения, обоснованно требовать направления их в органы Думы либо включения в повестку дня заседания Думы;

вносить предложения и замечания по повестке дня, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

ставить вопрос о разработке постановлений Думы, в том числе о внесении изменений и дополнений в действующие постановления Думы;

участвовать в прениях, задавать вопросы председательствующему на заседании Думы, докладчику содокладчику), требовать ответа па них и давать оценку полноте ответа либо соответствующим действиям (бездействию) указанных лиц по существу вопроса, соблюдая при этом этические нормы и положения настоящего Регламента; вопросы выступающим в прениях могут быть заданы только с их согласия и  разрешения председательствующего;

выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам, давать справки;

от своего имени вносить альтернативные проекты;

оглашать обращения граждан, имеющие общественное значение;

получать необходимые для обсуждения рассматриваемых на заседании Думы вопросов документы, справочные и информационные материалы, проекты постановлений, в том числе альтернативные;

представлять на заседании Думы интересы органов местного самоуправления или органа территориального общественного самоуправления, выраженные  в форме письменного поручения депутату Думы:

обращаться к депутатам Думы с просьбой личного характера, если это не противоречит настоящему Регламенту и нормам депутатской этики;

знакомиться с  текстами стенограмм и протоколов заседаний Думы и ее органов, в том числе до их опубликования; получать копии этих текстов, а также получать копии текстов выступлений, не подлежащих опубликованию (произнесенных или переданных на закрытых заседаниях Думы и ее органов):

требовать приобщения к протоколу заседания Думы текстов выступлений, не прозвучавших на заседании, а равно и изложенных в письменном виде предложений и замечаний по вопросам повестки дня.

2. Депутат Думы обязан:

лично участвовать в заседаниях Думы;

вовремя являться на заседания Думы и ее органов;

заранее ознакомиться со всеми материалами, представленными на заседание Думы;

соблюдать настоящий Регламент;

соблюдать правила депутатской этики - не употреблять в своей речи оскорбительные и грубые выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов, а также иных лиц, не допускать необоснованных обвинений в чей-либо адрес, не использовать ложную информацию, не призывать к незаконным действиям.

Глава VII. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЯ ДУМЫ

Статья 27

1. Заседание Думы проводится в установленные Думой дни. Заседание Думы считается оконченным, когда рассмотрены все вопросы повестки дня данного заседания.

  1. Заседания Думы проводятся в зале заседаний Думы. Председатель Думы и его заместитель располагаются в президиуме зала заседаний. Депутаты размещаются за столом заседаний.
  2. В заседании Думы по решению депутатов может быть сделан перерыв на срок, устанавливаемый Думой.
  3. Перед началом каждого заседания Думы, в том числе после перерыва, проводится   регистрация  депутатов Думы.

5. Депутат Думы обязан участвовать в работе заседаний Думы, ее органов, в состав которых он входит.

Статья 28

1. Председательствующий на заседании Думы:

открывает и закрывает заседания;

объявляет перерывы в соответствии с настоящим Регламентом или установленным для данного заседания порядком;

предоставляет слово докладчикам, содокладчикам, выступающим;

организует прения, оглашает письменные запросы, заявления и справки депутатов и депутатских объединений:

предоставляет слово депутатам для устных вопросов и справок, выступлений по мотивам голосования; оглашает вопросы и заявления, информирует о других поступивших материалах; объявляет результаты голосования;

обеспечивает соблюдение всеми присутствующими настоящего Регламента:

обеспечивает в зале заседания Думы  порядок, а при его нарушении депутатами Думы делает им замечание (предупреждение) и вправе ставить вопрос перед Думой о рассмотрении поведения данных депутатов в комиссии по депутатской этике;

удаляет из зала нарушителя, не являющегося депутатом Думы;

координирует работу органов Думы;

дает поручения, связанные с обеспечением работы заседания Думы, ее органам;

выполняет иные функции, вытекающие из его роли председательствующего, с учетом конкретной обстановки на заседании Думы.

2 Председательствующий на заседании Думы способствует духу сотрудничества, сближению позиций сторон по рассматриваемым вопросам, достижению согласия (компромисса). В этих целях председательствующий организует проведение регулярных консультаций с председателями постоянных комиссий.

3. Во время заседания Думы председательствующий не вправе давать характеристику и оценку выступающим.

4. Если председательствующий считает необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, то он выступает  последним, а во время открытого голосования голосует последним.

Статья 29

  1. Заседания Думы проводятся, как правило, с  10 до 14 часов и короткими перерывами (15-20 минут) через каждые полтора часа работы.
  2. Продолжительность  перерыва для  работы  согласительной комиссии устанавливается по  предложению соответствующих сторон открытым голосованием.

3. В конце каждого полного дня заседания Думы либо перед длительным перерывом в ее работе предоставляется время до 30 минут для заявлений, справок, сообщении и объявлений.

Статья 30

  1. Для докладов и содокладов на заседании Думы предоставляется до 10 минут, выступающим в прениях – до трех минут по каждому вопросу повестки дня. Для повторных выступлении по каждому вопросу повестки дня, а также для выступлений при постатейном обсуждении проектов законов и постановлений Думы предоставляется до трех минут.
  2. Докладчики и содокладчики имеют право на заключительное слово после обсуждения - до трех минут.

3.С согласия большинства присутствующих на заседании Думы председательствующий может продлить время выступлений.

  1. Депутат Думы во внеочередном порядке имеет право взять слово: "по порядку ведения заседания" – до трех минут.
  2. Депутаты Думы, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные тексты своих выступ